Эксклюзив на DLT: известные европейские дизайнеры провели мастер-классы для посетителей выставки.

Эксклюзив на DLT: известные европейские дизайнеры провели мастер-классы для посетителей выставки.

6 октября в рамках выставки Design Living Tendency известные европейские дизайнеры Франческо Янноне, Джованни Траверсо и Франческо Луккезе провели эксклюзивные мастер-классы для украинских дизайнеров – посетителей выставки. Они поделились своими профессиональными секретами в создании проектов освещения.

Мастер-классы именитых дизайнеров на выставке DLT прошли с большим успехом. Для тех же, кто не смог попасть на это событие, предлагаем некоторые выдержки из диалога.
• Франческо Янноне, президент Professional Lighting Design Association и учредитель `ELDA +` (Европейской ассоциации дизайнеров освещения). Проекты: трасса Формула-1 в Шанхае, Fosnova, Targetti, Sames, Tecnopali, Prisma/Performance in Lighting.
• Джованни Траверсо, директор по развитию Professional Lighting Design Association. Проекты: Spidi Sport, Salvagnini (технический центр в Японии).
• Франческо Луккезе, создатель имиджа бренда компании Grohe, а также выставочного дизайна для Graniti Fiandre, LG Hausys и OI. Студия Франческо Луккезе предлагает широкий выбор проектов дизайна продукции, таких как коллекция из муранского стекла для Venini, Salviati, Nason & Moretti, Capellini, дизайн мебельной коллекции для Swan, Molteni, световой дизайн для Fabbian, FontanaArte, Foscarini, Luxit и Egoluce.

Франческо Янноне о дизайне освещения

Сфера дизайна освещения в XX веке развивалась очень динамично. 80-90 годы – это бум сценического освещения. В 90-х и до конца века максимально использовалось цветное освещение. С 2000 года мы можем говорить о наступлении новой эпохи – эры планирования освещения. Новые технологии развиваются очень быстро, появилось много электронных систем контроля освещения.
На мой взгляд, при создании проекта дизайна освещения важно соблюдать 7 принципов:
1. Идея должна учитывать, какие люди живут в данной местности, максимально учитывать человеческий фактор.
2. Необходимо учитывать культурные особенности данного места.
3. Важное значение имеет архитектура.
4. Особое внимание следует уделить местным традициям.
5. Использование энергосберегающих систем, экономия энергии.
6. Проект должен быть дружественным к окружающей среде.
7. При разработке проекта необходимо проявлять заботу о будущих поколениях.

Какими программами вы пользуетесь при создании проекта дизайна освещения?

Франческо Янноне. Первая и самая важная программа – это мой мозг. Я уже понял, что людям сейчас важно получать позитивные ощущения от места, где они живут, работают, от города, где они обитают. Появилась новая тенденция: общее настроение важно даже больше, чем количество света.
Исследователи говорят, что мы воспринимаем освещение не так глазами, как мозгом. Поэтому могу сказать: хоть и есть хорошие программы для расчета освещения, например DIALux, и они подходят для того, чтобы создавать прекрасные вещи, но одних программ недостаточно.

Какие журналы по дизайну освещения вы читаете? Есть ли достойные украинские издания?

Франческо Янноне. Plda – Профессиональная ассоциация дизайнеров освещения, президентом которой я являюсь, издает собственный журнал, который выходит на 5 языках. Я считаю его лучшим журналом, но я, конечно же, говорю как лицо заинтересованное. Также могу отметить журнал Mondo Art. Что касается Украины, то я здесь первый раз, и пока не знаю украинских журналов по дизайну освещения. Тем не менее, сейчас есть хорошая возможность наладить сотрудничество между plda и украинскими дизайнерами в этом вопросе.

Какой тип ламп наиболее комфортен для интерьеров?

Джованни Траверсо. Это хороший вопрос. Могу с уверенностью сказать: нет идеального источника света, есть только баланс между качеством освещения и мощностью, которую вы готовы оплатить.
Старые лампы – хорошие, они дают свет, который по интенсивности максимально приближен к солнечному. Но на другой чаше весов – стоимость. Поэтому появились так называемые CFL (compact fluorescent lamp), которые экономят энергию.
Что касается меня, то я бы предпочел обычные лампы накаливания, когда читаю. Но в студии, где работает много людей, лучше CFL. Они требуют меньше расходов, потребляют меньше энергии.
Поэтому все зависит от того, что мы больше хотим получить. Нам придется балансировать между качеством освещения и стоимостью осветительных систем.

Могли бы вы представить жизнь без света? Возможно, придет то время, когда вместо привычных способов нам придется получать свет от Луны и звезд?

Франческо Янноне. Свет – это сила, это деньги, это благополучие. Но избыток света не есть благо. Мы стремимся максимально осветить темное время суток, но использование света ночью разрушает привычный человеку мир, не говоря уже о влиянии на природу. Поэтому уже говорят о проблеме светового загрязнения (light pollution), и, возможно, новой тенденцией будет уменьшение использования света.
Здесь я хочу отметить, что специальные люди с факелами в ночном городе – это не что-то новое для нас. Венеция в xvii веке была очень большим городом, и по ночам там было очень опасно из-за постоянных ограблений. В итоге был введен так называемый налог на свет, и на вырученные деньги город создал специальную службу: люди с фонарем могли провести человека до дома.

Кроме энергосбережения есть ли другие тенденции в индустрии дизайна освещения?

Франческо Янноне. Мы можем считать себя везучими, поскольку скорость развития новых технологий очень высока. Сейчас мы можем получить нужный результат, используя лишь 10% тех ресурсов, которые требовались ранее.
Хочу сказать, что я не продаю осветительные приборы, я продаю проекты освещения. Но я анализирую, насколько энергосберегающими являются традиционные и новые технологии. Я смотрю, возможен ли вариант, что изначально придется потратиться больше, но в долгосрочной перспективе это принесет экономию энергии. Среди таких энергосберегающих установок могу назвать системы контроля за освещением. Кроме того, сэкономить энергию можно, снизив интенсивность освещения.
Сейчас четко проявляется разница в мировоззрении между дизайнерами освещения и производителями осветительных приборов. Общаясь с заказчиком, я изучаю: возможно, ему нужна лишь половина тех ламп, которые предлагал архитектор. А вот производитель заинтересован продать как можно больше осветительных приборов, и в этом разница между нами.

Какими вы видите гостиницы XXI века?

Франческо Луккезе. На первом плане - всегда максимальное гостеприимство. Причем если мы говорим о современных отелях, то приходится говорить и о современном гостеприимстве. Человек нового поколения привык делать 3-4 дела одновременно, и, конечно же, такие моменты необходимо учитывать в гостиничном хозяйстве.
Но когда я работаю над проектом гостиницы, я склонен отталкиваться от места, где расположен объект, чтобы новое здание вписывалось в контекст данной местности. Например, в Софии мы работали над гостиницей Les Fleurs. Здание находится в историческом центре города, и потому мы не могли менять внешний облик отеля. В итоге мы максимально перестроили здание изнутри, но внешне ограничились лишь декором из клейких материалов.
Признаю, есть много дизайнеров, которые стремятся к ультрамодерну, и при этом им совсем не важно, чтобы объект был `в контексте`. Это мы можем видеть на примере гостиниц в Париже.

Как далеко вы как дизайнер можете зайти в попытках убедить клиента в необходимости следовать вашему проекту?

Франческо Луккезе. Первое общение с клиентом для меня – это как ухаживать за красивой женщиной. На этапе проекта все то же самое – это как убеждать красивую женщину. Я должен быть профессионалом: или найти компромисс, или убедить клиента. Это нелегко, и многие проекты так и не были реализованы.
Мнение редакции может отличаться от мнения автора.
Идентификатор: 1087